Роль бизнеса в устойчивом развитии локальных сообществ

Эту тему в формате круглого стола-тематической сессии обсудили 28 мая его организаторы (SDSN Russia — российское отделение международной сети организаций по поиску решений в области устойчивого развития, Центр стратегических разработок и фонд «Городские проекты») совместно с представителями крупных российских и международных компаний (АО «ОМК», АО Концерн Росэнергоатом, ПАО ИК РУСС-ИНВЕСТ, КПМГ, Делойт, Консультативный медицинский центр «НЕВРОН» и др.), государственной и муниципальной власти, волонтерских организаций, городских активистов.

Участники размышляли о том, каким образом бизнес в рамках своих программ социальной ответственности, благотворительности и социально-экономического партнерства задействован в реализации программ устойчивого развития территорий (городских и депутатских программ, деятельности местных активистов, поддержке муниципальных инициатив и др., рассмотрели лучшие практики участия крупных коммерческих компаний в реализации повестки Целей устойчивого развития (ЦУР) на локальном уровне.

ЦУР – уже традиционный контекст подобных дискуссий, и он был проанализирован как часть глобального движения за устойчивое развитие. Или за самоподдерживаемое развитие, как предлагает более корректно трактовать термин sustainable development открывший дискуссию заслуженный профессор МГУ, президент центра «Экология и здоровье» Валерий Петросян, который отметил, что для реального устойчивого развития во благо следующих поколений нужна устойчивость, подобная той, что обеспечивается четырьмя колесами. Эти четыре колеса - самоподдерживаемая экономика, рациональное природопользование, обеспечение экологической безопасности и решение социальных проблем, связанных, в том числе, со школьным, высшим образованием и наукой как в вузах, так и в корпоративной среде.

Обсуждая контекст, выделили и проблемы. Например, недостаточность компетенций российских компаний при выстраивании бизнес-стратегий в интересах ЦУР. «У наших компаний нет опыта представления своего вклада в развитие территорий присутствия, у них низкая аналитика отчетов, -  заметила Елена Долгих, генеральный директор агентства «Эс Джи Эм». - Западные корпорации всегда представляют не только прямые, но и косвенные эффекты от внедрения принципа устойчивости».  В том числе в целях более эффективной синхронизации ЦУР с повесткой российского бизнеса агентство по заказу национальной сети ГД ООН проводит сейчас исследование «Устойчивое развитие. Роль России».

При этом очевидно, что значимость темы устойчивого развития растет, все больше компаний следуют его принципам и публикуют отражающую это нефинансовую отчетность, которая важна и с точки зрения инвестиционной привлекательности. Но многие города России, за исключением миллионников, мало осведомлены о теме устойчивого развития. Мешает и нехватка статистических данных, в частности о человеческом капитале, в инновационной сфере, экологии, цифровизации. Между тем для реализации программ устойчивого развития территорий необходима соответствующая стратегия ее роста, понимаемая как сбалансированность экономических, социальных и экологических факторов развития.

Одним из примеров комплексного подхода к трансформации территорий в интересах устойчивости можно считать программу «Умный город» - подход, который активно внедряется в мировых мегаполисах. Его ростки можно заметить сегодня в Москве.  «Основная цель программы «Умный город» —  интеграция технологий и инноваций для сохранения окружающей среды, цифровизации образования, повышения уровня безопасности, снижения транспортной нагрузки, улучшения качества жизни и улучшения инфраструктуры бизнес-среды», — рассказала Инга Трофимова, представляющая Делойт СНГ - одну из самых авторитетных аудиторских компаний «большой четверки». Для успешной реализации проектов «умных» городов необходимо четкое информирование заинтересованных сторон и постоянное взаимодействие с ними. В эту экосистему входят правительство, профессиональные и научные круги, жители.

Выводы и результаты обсуждения, которые будут учтены при работе с населением и формировании социальной политики на уровне муниципалитетов, включают рекомендации делать ставку в интересах изменений не только на власть, но и на других стейкхолдеров изменений - бизнес, вузы, научные организации, НКО. Для улучшения ситуации следует наладить диалог между активным сообществом и властью и активно двигаться в направлении реализации ЦУР на уровне государства, чему может помочь общая рамка национальной концепции устойчивого развития, так как на экспертном уровне одной из задач объединения различных стейкхолдеров остается формирование общего языка для обсуждения проблем устойчивого развития

назад